Сегодня исполняется ровно пять лет с момента выхода первой версии Firefox. Исторический релиз Firefox 1.0 состоялся 9 ноября 2004 года.
Непосредственным родителем Firefox был открытый браузер
Mozilla, который распространялся с 2002 года, но по всеобщему мнению
получился неудачным. «Огненная лиса» должна была стать большой работой
над ошибками и второй попыткой сместить с трона главного конкурента — Microsoft Internet Explorer. Это казалось практически невозможной задачей.
Спустя пять лет ситуация кардинально изменилась. И хотя IE
по-прежнему лидирует с 60% рынка, но примерно каждый четвёртый житель
интернета сейчас пользуется Firefox. Это достижение можно считать
безусловным успехом открытого проекта, которое ставит его в один ряд с
другими некоммерческими феноменами новой эпохи, такими как Википедия,
Ubuntu Linux, WordPress и сама Всемирная сеть.
Пять лет назад главной задачей казалась битва с Microsoft. Ведь в
отсутствии конкуренции эта компания имела возможность навязывать свои
сетевые стандарты и формировать образ Сети такой, какой она хотела
видеть. Но популярность Firefox создала новую платформу для
веб-стандартов и заставила Редмонд всерьёз воспринимать открытые
технологии.
Теперь перед Firefox стоит более сложная задача. Этому браузеру
нужно продолжать инновации и пытаться соответствовать требованиям
постоянно меняющегося и гораздо более конкурентного рынка.
«Когда были только мы и Microsoft, сюжет был простым — маленький
парень против гиганта, — говорит Майк Белтцнер (Mike Beltzner),
директор по развитию Firefox. — Теперь же на ринге тяжеловесы вроде
Microsoft, Google и Apple все сражаются между собой, так что сюжет
становится гораздо интереснее»
Сама Сеть значительно изменилась за последние пять лет. Это уже не
паутина гипертекстовых документов, а полномасштабная платформа для
настоящих приложений, которые исполняются внутри браузера и
обмениваются данными друг с другом. Пять лет назад ничего этого не
было. Не существовало понятия «Веб 2.0», ещё не появился Google Maps, а
только что запущенный Gmail был в новинку. Дело в том, что тогда
браузеры ещё не были готовы к поддержке всех этих возможностей, то есть
Сети как программной платформы.
Firefox стал одним из первых браузеров для нового веба. Как
результат, он быстро получил поддержку у разработчиков и пользователей.
Но вскоре началась и жесточайшая конкуренция. К настоящему времени уже
существует целая экосистема отличных браузеров: Apple Safari по функционалу идёт ноздря в наздрю с Firefox, их быстро догоняет Internet Explorer, а выпущенный год назад Google Chrome берёт теми достоинствами, которые когда-то принесли успех Firefox: непревзойдённая простота и скорость.
Кроме того, Google развернул широкую пиар-кампанию по пропаганде
использования браузера как платформы для приложений, таких как Gmail и
Google Docs. Они успешно внедряют в сознание разработчиков и широких
масс важность таких характеристик браузера как скорость и
производительность.
Другими словами, Google снова сделал гонку браузеров увлекательным занятием [Google brought sexy back to the browser].
Благодаря «Хрому» снова стало интересно обсуждать различные
технологические фишки в браузерах, движки для рендеринга и обработки
скриптов и т.д. Всё это снова стало интересно публике. Собственно, даже
Mozilla извлекла выгоду из этого: они начали делать шоу из каждой новой
фичи в Firefox и открыли блог Hacks, где постоянно публикуют анонсы и
видеоролики с демонстрацией будущих фич, иногда до трёх-четырёх
видеороликов в неделю.
В новых условиях было решено выпускать новые версии Firefox чаще,
чем раньше. Ведь между выходом Firefox 2 и 3 прошло два года — целая
эпоха по меркам интернета. По новому плану релизы будут выходить не
реже, чем раз в полгода. Так, Firefox 3.6 должен зарелизиться до конца
2009-го.
Концептуальные задачи, которые ставят перед собой разработчики
Firefox, это улучшить поддержку HTML5, а также лоббировать открытые
стандарты шрифтов и видео Web Open Font Format (WOFF) и Ogg Theora.
Принцип открытости останется ключевым элементом развития Firefox и в
будущем.
|